Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойства!, вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось гениальной попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.
Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечного) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом, был разрешен кризис, вызванный критикой Зенона.
Основатель А. - Левкип. (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в страна; востока. Имеются труды Демокрита, охватывающие вопросы философии, логики, психологии, этики, политики педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб демократии.
Исходное положение А. системы - существование атомов и пустоты, образующих своим бесконечным! многообразными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок его учения; является взгляд, по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.
Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Тш атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувствах наблюдениями и размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности «лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существует только атомы и пустота.» Однако Демокрит не отрицает реальность воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причин. По-видимому, Демокрит не согласен с тем, что чувственное восприятия качеств совпадают с самими качествами.
Атомы суть всевозможных малых тел, не имеющие качеств, пустота же - место, в котором все эти тела, J течении всей вечности, носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга i отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.
Для объяснения реального многообразия действительности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из ню следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.
А. учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть органично сводите; к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душ; не бессмертна.
Основа познания - ощущения. От вещей отделяются «видики» - материальные формы вещей, ош несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если порь соответствуют но величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущениях возникает образ предмета соответствующий самому предмету. Таким образом, уже в ощущениях мы получаем верный образ предмета Однако существуют предметы, которые в силу своей малой величины недоступны чувствам. Такие свойства веществ постигаются умом, и это познавание также может быть достоверным.
Идеалом Демокрита является жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие - разделение труда. Этические воззрения - разумное наслаждение жизньк состоит в светлом и спокойном состоянии души, обусловленном согласием с природой, исполнением долга мерой во всем… Умение доходить до такого состояния дает обучение, которое Демокрит не отделяет от воспитания без которого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.
ЭПИКУР, (341-270 днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основа; школу «Сад Эпикура». Главная задача философии - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью Но этика может быть построена только при условии если будет определено место, которое человек занимает i мире. Поэтому этика должна опираться на физику, а физике должно предшествовать разработка теории познания.
Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущаем истинно. Ошибки возникают от неправильно! оценки того, что мы ощущаем На основе ощущений возможны заключения о предметах и их причинах Восприятие - единственный критерий истинности, оно есть критика и для заключений о таких вещах, которых непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в логическом противоречии < данными восприятиями.
Эпикур принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимое?! всех явлений природы не должно вести к выводам о невозможности для человеческой свободы. В рамка? необходимости должен быть указан путь к свободе.
У Демокрита движение атомов в пустоте вызывается механической необходимостью. Эпикур полагает, что движение обусловлено внутренним свойством атомов - их тяжестью, которая наряду с их формой положением и порядком становится важным объектом определением атома. Количество форм атомо) ограничено, так как атом не может обладать большой тяжестью. При движении атомы могут самопроизвольш отклоняться на небольшой угол и таким образом переходить с прямолинейных путей движения hi криволинейные. Это является необходимым условием свободы человека.
Критерий счастья - удовольствие. Благо то, что порождает удовольствие. Зло то, что порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути страха перед богами, смертью и загробным миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а Душа смертна.
Освобождение от страхов открывает путь к счастью. 3 типа удовольствия:
природные и необходимые для жизни;
природные, но для жизни не необходимые;
не необходимые для жизни и не природные.
Он стремится только к первым и воздерживается от остальных. Результат такого воздержания - полна; невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье.
среда
Учение Демокрита. Понятия атома и пустоты
на
03:48
·
Темы: философия
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Темы
- философия (10)
0 коммент.:
Отправить комментарий